Cabummm писал(а):
с точки зрения переваривания боковой нагрузки H образники нерациональны По крайней мере так в сопромате
Сопромат не врёт, но на турбовых моторах нагрузка на сжатие значительно превышает все возможные изгибающие силы, лежащие в плоскости вращения кривошипа (ради которых можно использывать I-образный профиль), а у Н-образника жёсткость на устойчивость ощутимо выше (вспомни рассчёты на устойчивость в сопромате). Всё просто, можно взять два шатуна с равным сечением, но разным профилем и сжать их на прессе, так вот I-образный начнёт складываться раньше (набок). Вобщем стальные шатуны Н-образного сечения вполне оправданы, опять же Н-образный профиль можно вытянуть (при проектировании) до жёсткости I-образного в плоскости вращения.